Рабочим
элементом современных систем впрыска топлива являются инжекторы (форсунки) с
электромагнитным клапаном. При работе двигателя на топливе даже хорошего
качества система подачи топлива (в том числе и форсунки) постепенно
загрязняются. Содержащиеся в бензине «посторонние» - химические элементы и их
соединения – сера, бензол, олефин и т.д. при давлении инжекции от 2,5 до 6 атмосфер
и рабочей температуре двигателя 80-100 0С превращаются в лаковые,
трудно растворимые и плохо смываемые смолистые отложения. В
итоге это приводит к ухудшению работы двигателя – снижается мощность, работа на
холостом ходу становится неустойчивой, увеличивается токсичность выхлопных
газов, сокращается срок службы катализатора. У грязной форсунки
уменьшается производительность и возможно даже полное прекращение
топливоподачи. Засорение форсунок становится заметным с наступлением холодов,
когда уменьшается испаряемость бензина.
Способы промывки
инжекторов.
Существует несколько способов чистки инжекторов.
- Профилактический – заливка
в бензобак чистящей присадки. Флакон такой жидкости емкостью около
300мл рассчитан на 60-80 л топлива. При движении автомобиля смолянистые
отложения растворяются и оседают на топливном фильтре или сгорают в цилиндрах двигателя
Периодичность такой чистки составляет 3 ÷ 4 тыс. км.
Она хороша для поддержания чистоты инжекторов и топливной системы нового
автомобиля. Если система уже загрязнена, то это может привести к
плачевному результату. Вся грязь попадет в форсунки и может их
окончательно засорить. Кроме того,
высока вероятность засорения топливного насоса и повышенный его износ.
- Ремонтный – увы,
форсунки уже достались с загрязнением от предыдущего хозяина или по другой
причине.
Чистить инжекторы можно не снимая их с двигателя. Для этого
применяют специальные установки (WYNN'S, Licqui Moly и пр.) с промывочной жидкостью. С помощью переходников
установку подключают к инжекторной планке мотора, а
топливную систему автомобиля отключают. Запущенный двигатель 30 ÷ 40
минут работает в обычном режиме на промывочной жидкости, которая подается под
давлением 3 ÷ 8 атмосфер –
давление устанавливается в соответствии с техническими требованиями для данного
автомобиля. Свойства чистящей жидкости таковы, что раскисшие отложения проходят
сквозь форсунки и сгорают в цилиндрах двигателя. Качество промывки определяется
по восстановлению устойчивой работы двигателя на холостых оборотах, снижению
уровня СО и СН. В большинстве случаев этот метод
чистки позволяет восстановить нормальную работу инжекторов. Но сильно
загрязненные форсунки придется все равно снимать с машины и промывать отдельно.
Промывка форсунок на машине удобна, если снятие форсунок с двигателя затруднено
и связано со снятием части навесного оборудования двигателя. После промывки
форсунок на двигателе часть промывочной жидкости остается в топливопроводе автомобиля, а некоторая часть может попасть в
масляную систему, поэтому после промывки необходимо проехать 20 км в
нагруженном режиме работы двигателя, а затем заменить масло и масляный фильтр. Если подвергать промывке таким способом
инжекторы старых автомобилей, то вместе с грязью из форсунок удаляется нагар на
кольцах поршней и со стенок цилиндра и в некоторых случаях компрессия двигателя
может сильно уменьшиться и машина перестанет заводиться. Стоимость промывки при таком способе
увеличивается из-за работ связанных с заменой масла.
Лучшие результаты дает промывка инжекторов со снятием с двигателя на специальных
стендах, где сравнивается производительность, форма и качество факела
распыленной струи форсунки до и после промывки стоимость промывки одной
форсунки составляет примерно 8=10 у.е.
|